-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в fiester

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 27.04.2013
«аписей: 35
 омментариев: 24
Ќаписано: 165

»сход: как все было на самом деле? 7 вопросов о том, как ћоисей вывел евреев из ≈гипта

¬оскресенье, 18 ћарта 2018 г. 21:25 + в цитатник

¬ начале 2015 года на экраны страны вышел новый фильм –идли —котта Ђ»сход: ÷ари и богиї (англ. Exodus: Gods and Kings) Ч истори€ ветхозаветных времен об освобождении еврейского народа из египетского рабства. "»сторическа€ правда" решила ответить на семь самых попул€рных зрительских вопросов о том, насколько все показанное в кино соответствует исторической действительности?

1.  ак евреи оказались в ≈гипте?

¬се началось с того, что около 1700 года до н.э. ≈гипет завоевали племена гиксосов Ч семитских кочевников. —трана фараонов находилась в то врем€ в состо€нии разрухи и раздиралась междоусобицами. ѕоэтому боевые отр€ды азиатов легко завладели ƒельтой и установили там свою власть. »осиф ‘лавий в своих сочинени€х приводит рассказ египетского жреца ћанефона об этом завоевании: ЂЅог, неизвестно почему, прогневалс€, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождени€, полные отваги, и завладели ею легко, без бо€ и насильно. ќни покорили всех бывших в ней кн€зей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. — жител€ми они поступили самым жестоким образом, убива€ одних, а других вместе с женами и детьми обраща€ в рабство. ѕосле всего этого они избрали цар€ из своей среды, им€ которого было —алитис. ѕоследний основал свою резиденцию в ћемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю землиЕї

√иксосские фараоны правили около ста лет. ’от€ они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли "прокл€тыми" и "прокаженными". ѕо-видимому, к этому времени относитс€ возвышение »осифа при дворе фараона и переселение —ынов »зраилевых в ≈гипет. Ќе довер€€ коренным египт€нам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из ’анаана.

Ќо в 1580 году до н.э. гиксосы были изгнаны из ≈гипта, их крепость јварис была разрушена и власть перешла к туземной династии. ÷ентром ее стал город ‘ивы. ”спешные походы фараонов в Ќубию, ѕалестину, —ирию и даже на ≈вфрат привод€т к созданию египетской »мперии. ¬се это врем€ кланы —ынов »зраилевых живут в области √есем на востоке ƒельты, где мстительные египт€не обращают их в рабов.

2.  то был злым фараоном?

¬ начале ’III века, закончив войны с хеттами в —ирии, фараон –амсес II переносит свою резиденцию в ƒельту и приступает к обширным строительным работам. Ќа месте старой столицы города јвариса он воздвигает новый город ѕи-–амсес Ч Ђƒом –амсесаї.   работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. Ќа стенах гробницы –ахмире изображены сирийские рабочие, изготовл€ющие кирпич, а в одном из документов времен –амсеса II содержитс€ приказ "раздать пищу дл€ воинов и аперу, которые доставл€ют камни дл€ большого пилона". “ермин "аперу" соответствует слову "хабири" Ч то есть, евреи.

—ледовательно, –амсес II мог быть тем фараоном, который и сделал евреев государственными рабами. ѕризвание же ћоисе€ произошло при его преемнике ћернептахе. ¬прочем, вопрос о фараоне исхода до сих пор остаетс€ в библейской науке спорным. —огласно библейской  ниге ÷арств, исход произошел за 480 лет до сооружени€ —оломонова ’рама. ѕоскольку ’рам начали строить около 958 года, то врем€ исхода падает на 1440 год. Ќо в это врем€ и позднее фараоны безраздельно царили в ѕалестине. —толица »мперии находилась тогда на юге, в ‘ивах, а –амсес еще представл€л собой груду развалин. ћежду тем из рассказов »схода €вствует, что ставка фараона находилась вблизи √есема, "земли –аамсес", т.е. в ƒельте. ѕо-видимому, цифра 480 Ч округленное св€щенное число (40 Ч срок испытаний, помноженное на 12 Ч число избранников). »звестную трудность дл€ хронологии представл€ет стела ћернептаха, открыта€ в 1896 году. —тела датируетс€ 30-ми годами ’III века. Ќа ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. ≈го завершают следующие строки:

¬раги повергнуты и прос€т пощады,
Ћиви€ опустошена, ’атта присмирела,

’анаан пленен со всем своим злом,
«ахвачен јскалон, √езер полонен,
ѕлем€ »зраил€ обезлюдело,
—емени его больше не стало...

3. ћогла ли дочь фараона спасти младенца?

 нига »сход повествует о том, что рост населени€ √есема вызвал тревогу при дворе. ќбласть находилась на границе с враждебными народами, и в ≈гипте бо€лись, что подневольные аперу соедин€тс€ с противниками »мперии. ѕопытки заставить повивальных бабок умерщвл€ть младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египт€не едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы м€теж и потерю рабочей силы, но какое-то врем€ его, по-видимому, старались выполн€ть. ∆ела€ спасти сына, одна женщина из племени Ћеви€ положила его в тростниках у берега Ќила. ƒит€ было подобрано "дочерью фараоновой" и получило им€ ћоисей. ≈врейское предание св€зывает это им€ со словом "извлекать". ќднако более веро€тно, что царевна дала приемышу египетское им€ ћесу, что значит сын.

«амечено сходство между рассказом о детстве ћоисе€ и сказани€ми о других древних геро€х: царе —аргоне јккадском и  ире ѕерсидском. Ќо это само по себе не доказывает вымышленности повествовани€ »схода. ¬ окружении –амсеса II было много лиц семитского происхождени€. ¬ частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Ѕент-јнат. ƒочь одной из множества жен –амсеса могла быть смешанного происхождени€ и проникнутьс€ жалостью к израильскому ребенку.

≈сть глубокий смысл в рассказе о том, что ћоисей был научен "всей мудрости египетской". Ѕолее того, и другие левиты были тесно св€заны с египт€нами Ч об этом свидетельствуют их египетские имена.

“акже, согласно ‘лавию, ћоисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Ёфиопии, а после победы женилс€ на эфиопской кн€жне. ƒостоверность этого предани€ ничем не подтверждена, кроме упоминани€ некой Ђефиопкиї в качестве жены ћоисе€.

4. Ѕыли ли Ђ10  азней египетскихї на самом деле?

¬ истории ≈гипта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаютс€ ни Ђказни египетскиеї в той форме, как они описаны в Ѕиблии, ни какие-либо другие событи€, которые можно было бы с этими казн€ми ассоциировать. ¬прочем, отсутствие письменных свидетельств о дес€ти казн€х египетских часто объ€сн€ют тем, что, как сказано в папирусе некоего египетского жреца »пувера, все писцы ≈гипта были убиты, а их записи разве€лись по ветру. Ќекоторые исследователи полагают, что событи€ казней египетских были столь свежи в пам€ти египт€н, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинени€ фараону.

ћногие ученые неоднократно предпринимали попытки научно обосновать и объ€снить Ђ10  азней египетскихї. Ќапример, покраснение воды Ч это известное €вление Ђкрасные приливыї Ч цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. ¬ свою очередь, умирающие жабы и гниюща€ рыба вызывает прилЄт мух Ч переносчиков инфекции, а это вызывает падЄж скота и €звы. √ром, молнии и огненный град Ч намекает на вулканическую теорию.

“ри дн€ тьмы Ч это песчана€ бур€, продолжавша€с€ не обычные 1-2 дн€, а 3 дн€. ѕричиной зат€жной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.

√ибель первенцев объ€сн€етс€ токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегос€ только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный €д Ч микотоксин. «аражение могло быть в результате соединени€ р€да культурных факторов. ѕо египетской традиции первым в семье питались старшие сыновь€, получа€ двойную порцию; также питаетс€ и скот Ч к кормушке первым пробиваетс€ самое сильное старшее животное. ѕервенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражЄнных запасов зерна. ≈вреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы.   тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составл€ло не зерно как у египт€н, а м€со и молоко.

ѕон€тно, что евреи увидели в этой эпидемии месть "губител€" Ч демона пустыни јзазел€, который насылал моровое поветрие, угрожавшего люд€м и скоту. Ѕиблейский рассказ »схода устанавливает, что приход "губител€" не коснулс€ израильт€н, что позволило им покинуть страну. “ак старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становитс€ как бы днем рождени€ народа Ѕожи€. ќтныне его будут справл€ть в каждой семье 14 числа весеннего мес€ца нисана.

5. —колько евреев отправились в поход с ћоисеем?

Ѕибли€ утверждает: "» отправились —ыны »зраилевы из –аамсеса в —окхоф до шестисот тыс€ч пеших мужчин, кроме детей. » множество разноплеменных людей вышли с ними... ¬ремени же, в которое —ыны »зраилевы обитали в ≈гипте, было четыреста тридцать лет". ≈сли принимать это число буквально, то обща€ численность израильт€н в момент исхода превышала миллион человек. ћежду тем, по мнению историков, население всего ≈гипта едва насчитывало несколько миллионов. »звестный библейский археолог ‘линдерс ѕетри отметил, что еврейское слово "элеф" (тыс€ча) означает также семью или "обитателей одного шатра". ¬ таком случае, по подсчетам ѕетри, израильт€н было около п€ти тыс€ч.

“акже к израильт€нам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. ¬последствии этих иноплеменников называли "герим" (пришельцами), и ћоисеев «акон защищал их права.

6. –асступалось ли  расное море?

—амым близким путем в ’анаан была дорога, котора€ сто лет спуст€ получила название ‘илистимской. ќна вела на северо-восток вдоль —редиземного мор€. Ќо как раз по ней двигались войска восставших против ≈гипта сирийцев и "народов мор€" (среди них и филистимл€н), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. ѕоэтому ћоисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего —уэцкого канала. Ќа пути их находилс€ водоем, именуемый в Ѕиблии ям —уф Ч "ћоре тростников". “ак называли египт€не цепь соленых озер, которые на юге примыкали к  расному морю (но в греческом и латинском переводах ям —уф назван просто  расным морем).

7. —транствовали ли евреи 40 лет по пустыне?

¬ дипломатическом архиве фараона Ёхнатона найдены письма царьков и правителей ’анаана Ч ставленников ≈гипта, которые жалуютс€ на враждебные действи€ брод€чих кланов евреев, обитавших тогда в пустыне. “ак, некий јбдхиба, правитель »ерусалима, пишет: Ђѕусть прибудут сюда царские стрелки. ÷арь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. ≈сли бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земл€ потер€на... ƒа ведает царь: все земли гибнут, против мен€ вражда; область √езера, јскалона и город Ћахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Ёто дело ћилкиила и сыновей Ћабаи€, которые предают царскую землю хабири... ƒа знает царь: € не могу послать каравана к царю... ÷арь запечатлел свое им€ в земле »ерусалима навеки, посему он да не оставит земли »ерусалимаї.

„то же касаетс€ 40 лет, то следует помнить, что 40 Ч особое св€щенное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколени€ или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. “ак, ¬семирный потоп продолжалс€ ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк ћоисей на горе —инай, где получил —крижали «авета. ƒа и сегодн€ в христианстве часто отмер€етс€ именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовени€ усопших, сорокадневные епетимии, перемири€ или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.

ѕоэтому все описанные в Ѕиблии чудес, особенно в  ниге »схода Ч от расступающегос€ мор€ до столпа огненного, указующего путь Ч следует понимать в свете гиперболического €зыка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличени€, зрительные образы, поражающие воображение человека. » поэтому все библейские чудеса про€вл€ютс€ очень избирательно Ч так, чтобы они не пос€гали бы на свободу человека и не нав€зывали бы ему веры. ¬спомним, что воскресший ’ристос именно по этой причине не €вилс€ —воим врагам и обидчикам. ƒа и вообще, когда —паситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замеча€ особенного. » даже когда на »ерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.

ѕо этой же самой причине дл€ израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. ј вот египт€не не заметили ничего, кроме массового побега рабов.

источник

30.12.2014



ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку